На опорные катки опирается корпус танка. Опорные катки направляют танк по гусеницам, по которым они катятся, как по рельсовому пути.
Опорный каток устанавливается на подшипниках на оси, связанной с корпусом танка при помощи деталей подвески (см. ниже). Чтобы смягчить удары катков о гусеницу при движении по неровной местности, катки делаютс резиновыми шинами (рис. 135).
Рис. 135. Опорные катки и подвеска танка
Так как в каждый момент работает (сжимается) только незначительная часть шины катка, то резина испытывает чрезвычайно высокое давление, вследствие чего она быстро нагревается и разрушается. Поэтому на танках, особенно на тяжелых, иногда применяются необрезиненные катки или же катки с резиновыми кольцами между стальным ободом и ступицей катка (рис. 136).
Рис. 136. Опорный каток с внутренней амортизацией
В катках с резиновыми кольцами работает около половины всего объема резины, т. е. значительно большая часть ее, чем при наружной ошиновке катка. Кроме того, резина, находящаяся внутри катка, защищена от случайных механических повреждений.Однако смягчающее действие внутреннего резинового кольца намного слабее, чем наружного.
ПОДВЕСКА
Как уже указывалось,подвеска включает в себя детали, связывающие корпус танка с осями опорных катков. Основное назначение подвески — уменьшить толчки, воспринимаемые корпусом при движении танка по неровностям.
Подвески различных танков отличаются одна от другой, во-первых, по способу соединения опорных катков между собой и с корпусом и, во-вторых, по типу применяемых рессор.
По способу соединения опорных катков с корпусом подвески делятся на независимые и балансирные. В независимой подвеске каждый каток соединяется с корпусом самостоятельно, независимо от других (см. рис. 135). В балансирных подвесках катки группируются по нескольку штук в одной тележке, соединенной с корпусом. Балансирные подвески могут быть парными (рис, 137), когда катки объединяются по два, и сложными.
Рис. 137. Парная балансирная подвеска со спиральнойрессорой
Сложная балансирная подвеска показана на рис. 138.
Рис. 138. Сложная балансирная подвеска с листовой рессорой
Здесь на оси тележки свободно насажен кронштейн подвески (большой балансир), с которым связаны два малых балансира — один непосредственно, другой через рессору. Каждый из малых балансиров соединяет по два катка, а вся тележка — четыре. Существуют и более сложные схемы балансирных додвесок. :
Если часть катков установлена независимо, а часть соединена в тележки, подвеска называется смешанной.
Советские танкостроители первые применили на танках всех типов независимые подвески, более простые, надежные и менее уязвимые, чем балансирные.
ТИПЫ РЕССОР
В подвесках танков применяются стальные рессоры — листовые, спиральные, стержневые (торсионные), а также резиновые.На рис. 138 показана подвеска с листовой рессорой. Рессора, набранная из отдельных листов специальной весьма упругой пружинной стали, изгибается при наезде какого-либо катка тележки на препятствие.
На рис. 137 показана подвеска со спиральной рессорой. Здесь поворот балансира при наезде катка на препятствие заставляет сжиматься спиральную пружину.
Подвеска со спиральными рессорами показана и на рис. 135 и 139. В такой подвеске опорный каток установлен на рычаге (кривошипе), ось которого помещена во втулках трубы корпуса. Рычаг катка шарнирно соединен с направляющим штоком рессоры (на рис. 139 — через рычаг рессоры).
Рис. 139. Узел подвески со спиральной рессорой
Стакан рессоры также шарнирно (на цапфах) соединен с корпусом танка. Спиральная пружина сжата между фланцами штока и стакана. При подъеме катка рычаг поворачивается и перемещает шток во втулке стакана; пружина, дополнительно сжимаясь, смягчает удар.
Чрезмерное сжатие пружины и слишком большой подъем катка предотвращаются ограничителем, прикрепленным к корпусу танка. После того как рычаг катка упрется в ограничитель, подвеска станет жестко т. е. все толчки и удары будут передаваться непосредственно корпус танка.
В подвеске, узел которой показан на рис. 140, применены стержневые рессоры.
Рис. 140. Узел подвески со стержневыми рессорами.
Они представляют собой длинные стальные стержни, на обоих концах которых нарезаны шлицы. Стержни расположены поперек корпуса танка, над днищем. Один конец стержня входит в шлицевую втулку оси рычага катка одного борта (например, правого), другой — в шлицы кронштейна, неподвижно прикрепленного к корпусу танка на противоположном борту (левом). Стержни закручены весом танка. При подъеме катка (наезд на препятствие) ось рычага поворачивается во втулке кронштейна и дополнительно закручивает стержень. Стержневые рессоры занимают в корпусе сравнительно немного места .и надежно защищены от поражения.
Резиновые рессоры (рис. 141) не получили распространения, так как легко уязвимы и недостаточно надежно работают при больших нагрузках.
Рис. 141. Балансирная подвеска с резиновой рессорой
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru