a_murzilka (a_murzilka) wrote,
a_murzilka
a_murzilka

Валерий Чкалов - человек и герой (Чкалов, Валерий Павлович)



Самолет И-15
Самолет И-15

Самолет И-16
Самолет И-16



Murzilka_Inc


Валерий Павлович Чкалов(советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США).) родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика Василёвских казённых мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет.

В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище. В 1918 году училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.


Murzilka_Inc





Murzilka_Inc




Начало службы в авиации

В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году. В 1923—1924 годах в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он также проходил обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде[1][2][3]. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт повторил лётчик Евгений Борисенко[2]. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом к одному году лишения свободы за драку в пьяном виде, затем срок был снижен до 6 месяцев.[4]

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к одному году лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии[4]. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

Лётно-испытательная работа

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

В 1932 году НИИ ВВС был переведен с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова[5].

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.


Murzilka_Inc

Рекордные полеты.
Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского (в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности).

Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.
модель самолёта АНТ-25
АНТ-25 в полёте
Беспосадочные перелёты Арктики в 1937 г. экипажами Чкалова и Громова
(«Атлас командира РККА», 1938)

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 8504 километра.
За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.
1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.



Murzilka_Inc



30 августа 1940 года, спустя год и восемь с половиной месяцев после трагической гибели выдающегося советского летчика, Героя Советского Союза, комбрига В.П. Чкалова, исполком Красногвардейского (Гатчинского) городского Совета депутатов трудящихся (председатель С.Ф. Трохов) принял постановление о переименовании улицы Юного пролетария в улицу Чкалова. Основанием для такого решения было не только всеобщее чувство утраты великого гражданина и стремление увековечить его память в названиях городов и сел, предприятий и колхозов и т.п., а конкретный факт - в 1926-27 годах Валерий Павлович служил в нашем городе.

Из краткого биографического словаря «Герои Советского Союза», т.2,М„ 1988.С.739: Чкалов Валерий Павлович, родился 2.02.1904 в с.Василево, ныне г. Чкаловск Горьковской области, в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1936. В Советской Армии с 1919. Окончил в 1923 Борисоглебскую авиационную школу, затем учился в Московской школе высшего пилотажа и в Серпуховской высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания. С 1924 служил в истребительной авиации, с 1930 летчик-испытатель в НИИ ВВС, с 1933 - на авиационном заводе. Испытывал свыше 70 типов различных самолетов.
20-22.7.36 вместе с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым совершил беспосадочный перелет Москва - Петропавловск - Камчатский -о.Удд (ныне о.Чкалова), пролетев 9374 км за 56 ч. 20 мин.. За героизм и мужество, проявленные в полете, присвоено 24.7.36 звание Героя Советского Союза. 18-20.6.37 этот же экипаж совершил беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер (США), покрыв 8504 км за 63ч. 16 мин. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалью.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (от Горьковского края и Чувашской АССР). Комбриг Чкалов погиб при испытании нового истребителя 15.12.1938. Похоронен в Москве на Красной площади. Его именем названы многие населенные пункты, улицы, суда, школы. Созданы кинофильмы, картины, книги, памятники»...

В этой краткой справке по понятным причинам не указаны некоторые важные факты из жизни и деятельности В.П. Чкалова, в частности, его полуторагодичное обучение в первом для него авиационном учебном заведении - Егорьевской военно-теоретической школе авиации, куда он, рядовой красноармеец, слесарь-сборщик Нижегородского 4-го авиационного парка, прибыл в середине 1921 года.

Егорьевская военно-теоретическая школа авиации (первоначально она называлась народная социалистическая авиашкола) - это Гатчинская военно-авиационная школа, которая в связи с общей эвакуацией Центральных учреждений из Петроградского района, в феврале - июле 1918 года была эвакуирована в глубь страны.

В Егорьевской «терке» изучали только авиационную теорию и материальную часть. Летную подготовку получали в Борисоглебской и Московской школах, а боевую - в Серпуховской.

Как рассказывал его соученик, первый чувашский летчик Иван Федорович Скворцов (впоследствии полковник ВВС, начальник летно-ис-пытательной станции), Валерий был не только хорошим учлетом, общительным и веселым человеком, но и отзывчивым и заботливым другом. Однажды Скворцов простудился, да так, что из-за фурункула на ноге стал ходить с трудом. Он попросил Валерия раздобыть ему для лечения рекомендованные кем-то из «знатоков» пивные дрожжи. Тот ушел и через некоторое время вернулся с шестью бутылками пива.

- На, держи, - смеясь, сказал он. - Дрожжей нигде не нашел, но мне сказали, что пиво тоже помогает...

В июле 1924 года, после окончания учебы Чкалова направили в Ленинград в 1-ю истребительную авиационную эскадрилью (ИАЭ) на должность младшего летчика. С первых дней он стал совершенствовать свое мастерство, выполняя не только фигуры высшего пилотажа, но и изобретая новые: восходящий штопор, замедленная «бочка» и др. Он был убежден, что «победителем в воздушном бою при прочих равных условиях окажется тот летчик, который лучше владеет самолетом, который способен взять от машины все, что она может». И это его убеждение нередко входило в противоречие с существовавшими инструкциями и указаниями начальников.

Широко известен его эксперимент с пролетом под Троицким мостом на Неве. Проделал он его, конечно же, самовольно, вряд ли нашелся бы командир, который разрешил сделать такое: вдруг врежется, убьется сам, разобьет самолет, повредит мост.

История с пролетом под мостом давняя, желающих выполнить такой трюк было немало. Первым его проделал французский летун. В 1912 году опасный трюк повторил наш соотечественник Х.Н.Славороссов, затем под мостами через Неву пролетели ГАФриде и А.Е. Грузинов.

Был ли смысл в таком трюкачестве? Жена Чкалова, Ольга Эразмовна в январе 1981 года сообщила мне интересный факт. «За этот эксперимент он (т.е. Чкалов В.П.) отсидел на гауптвахте, - писала она. - В первые годы Великой Отечественной войны я прочитала в газете «Правда» статью, как наш советский летчик Рожнов попал в очень трудное положение. Его нагонял немецкий самолет. Рожнов искал выход. Впереди он увидел железнодорожный мост. Он вспомнил Чкалова и нырнул под мост. Газета пишет: «Это было смело, дерзко и удивительно!» Летчик был спасен. Я прочла эту заметку с большим чувством удовлетворения».

* * *

В 1926 году 1-ю ИАЭ перевели в Гатчину в 1-ю авиабригаду, в которой кроме истребительных, были еще разведывательная и бомбардировочная эскадрильи. Рассказы об эпизодах службы В.П. Чкалова в Гатчине можно прочитать в книгах о нем. Вот некоторые.

17 июля 1927 года в Гатчине (она тогда называлась Троцком) командование авиабригады совместно с Уездным исполкомом Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов устроило Воздушные соревнования. Первый приз за лучшее выполнение фигур на истребителе завоевал летчик В.П. Чкалов.

5 сентября 1927 года на войсковых маневрах под Дудергофом из-за неисправности высотомера разбился командир звена В.Я.Элиас. Когда его хоронили, то над гатчинским кладбищем, соблюдая старую традицию прощания с товарищем, кружил на самолете В.П.Чкалов. Летал он очень низко, выписывая различные фигуры, за что, как рассказывала родственница погибшего М.А. Бодюлина, получил взыскание от начальства.

В 1927 году в честь 10-летия Октябрьской революции в Москве был назначен воздушный парад. С группой летчиков 1-й ИАЭ в ней принял участие и В.П. Чкалов. 8 ноября на своем «Фоккере Д-11» (кстати, в 1912 году голландско-немецкий конструктор Антони Фоккер летал на гатчинском аэродроме) В.П.Чкалов блестяще выполнил свою головокружительную «гатчинскую» программу фигурных полетов, за которую год назад получил от командира авиабригады 15 суток ареста. Теперь же смелость, риск и мастерство Чкалова были достойно оценены: приказом Наркомвоенмора К.Е.Ворошилова «за особо выдающиеся фигуры высшего пилотажа» ему была объявлена благодарность и выдана денежная награда.

Старожилы Гатчины рассказывали и другие эпизоды из жизни Чкалова. Валерий Павлович обладал огромной физической силой и однажды, когда в подземном переходе через Варшавскую линию (был такой и до войны) на него напали два грабителя, он схватил их за шиворот, да так сшиб лбами друг о друга, что те свалились и долго не могли придти в себя. (Другой вариант этой байки: нападение было совершено не на Чкалова, а на какую-то девушку, которую он таким образом спас).

Гатчинский период в жизни Чкалова был недолгим. По какому адресу он здесь жил? Пока был холостяком, возможно, в Гатчинском дворце, в общежитии 1-й авиабригады. Его сослуживец и друг A.M. Муреев, проживавший некоторое время по этому адресу, писал, что они с Чкаловым «жили вместе в 1 бригаде в Гатчине». В феврале 1927 года В.П. Чкалов женился на ленинградской учительнице О.Э.Ореховой. В уже упомянутом письме Ольга Эразмовна писала: «Летом 1927 года после своей работы (я работала в школе) я поехала в Гатчину. Там, близко от аэродрома Валерий Павлович снял комнату, но адреса я не помню, где мы и прожили все лето».

* * *
В феврале 1928 года Чкалова перевели в 15-ю авиаэскадрилью в Брянск. Он поехал туда без семьи.

Служба его как-то не складывается. 15 августа он совершает аварию, разбивает самолет, за что увольняется из армии, предается суду и отбывает срок в заключении. Это уже второе его пребывание в тюрьме. Первое, шестимесячное он отбывал с ноября 1925 по апрель 1926 г. (за дебош в пьяном виде в сентябре 1925 года). Благодаря влиятельному заступничеству, он тогда был снова принят в РККВФ.

Некоторые сослуживцы и биографы Чкалова отмечают его недисциплинированность, склонность к нарушению летных инструкций и указаний начальства. Обычно они объясняют такое поведение его неуемным характером, избытком сил, которые он растрачивал на рискованные и не всегда оправданные действия. Пожалуй, ближе всех к истине был его учитель, выдающийся летчик, Герой Советского Союза М.М.Громов: «Он рвался к делам особенным, необычным; в нем чувствовалась русская удаль и отвага. И это свойство нужно было в нем ценить. Для такого человека нужно было найти такую задачу, поставить перед ним такую цель, которые дали бы ему возможность развернуть во всю ширь свои замечательные способности».

И хорошо, что люди, понимающие особенности натуры Чкалова, нашлись. После освобождения из заключения Валерий Павлович некоторое время работал в Ленинградской организации Осоавиахима. А в 1930 году по ходатайству авторитетных авиационных работников был принят в Научно-испытательный институт ВВС (НИИ ВВС). Здесь поступавшие с заводов образцы новой техники проходили всесторонние испытания, после чего Государственная комиссия давала заключение: запускать самолет в серию или отклонить как неперспективную. Это была интересная, достойная чкаловского характера работа.

Но, к сожалению, он и здесь допускал нарушения летной дисциплины, что вероятно очень было на руку тем, кто хотел избавиться от него. По крайней мере, в его аттестации того времени больше «минусов», чем «плюсов», хотя летная подготовка всегда оценивалась как хорошая.

С 1933 года начинается последний период жизни В.П.Чкалова. Он становится штатным летчиком-испытателем ОКБ Н.Н. Поликарпова. Эта работа для него еще более интересная, ведь надо впервые поднимать в небо новый самолет, выявлять его летные качества, выводить в жизнь.

Чкалов и Поликарпов хорошо сработались. 2 мая 1935 года Нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе пишет в Политбюро:

«Конструктор авиационного завода тов.Поликарпов Н.Н. является одним из способнейших работников нашей авиации. Им сконструированы И-15 и И-16. Оба самолета конструктора Н.Н. Поликарпова приняты на вооружение.
Летчик В.П. Чкалов ведет испытания этих новых истребителей и считается одним из лучших летчиков.
Я прошу наградить орденами Ленина конструктора авиазавода Поликарпова Н.Н. и летчика Чкалова В.П.
С. Орджоникидзе.»

Через два дня в газетах вышло постановление ЦИК СССР об их награждении орденами Ленина.

Чкалов проработал в ОКБ Поликарпова до самой своей гибели, лишь дважды отвлекаясь на дальние перелеты на Дальний Восток и через Северный полюс в США. Кроме И-15 и И-16 он испытывал Поликарповские воздушные истребители танков ВИТ-1 и ВИТ-2 (в серию они не были запущены).

В конце 1938 года В.П.Чкалов приступил к испытанию нового, с очень хорошими летно-техническими характеристиками, истребителя И-180. 10 декабря он делает пробежки по земле, а 15-го впервые поднимает самолет в воздух. И вот здесь его тяга к экспериментам стоила ему жизни. В задании было четко сказано: сделать один круг над аэродромом и выполнить посадку. Но Чкалов пошел на второй, причем вылетел за пределы аэродрома, где самолет и рухнул. По заключению комиссии причиной падения стал отказ также нового, еще не доведенного до нормы, двигателя. Но если бы Чкалов точно выполнил задание, он остался бы жив.

Так оборвалась жизнь талантливого и незаурядного человека, которому не было еще и 35 лет. Личность В.П. Чкалова для многих поколений советских людей стала символом мужества, геройства и верности родине. Не сосчитать сколько молодежи он увлек за собой в авиацию.

Но за последние годы появились публикации, заметно принижающие образ великого летчика. Одни авторы представляют его как соискателя высоких должностей в НКВД. Другие - как любителя спиртного и воздушного хулигана. Объективность, конечно, нужна, но надо ли каждую пылинку превращать в горошину, ведь даже на солнце есть пятна. Стоит ли доверять характеристикам его недругов и завистников, которые, к примеру, могут написать такое: «... Тов. Чкалов наряду с хорошими летными качествами в политико-моральном отношении является крайне неустойчивым и по своей социально-идеологической сущности чуждым человеком. Дисциплину Красной Армии не переваривает. Внутренне разболтанный и разложившийся командир. По всем данным подлежит изъятию из ВВС РККА с применением решения ЦК и Совнаркома». (Из характеристики от 10.12.1932г.).

Вряд ли Чкалова прельщали лавры высокого «энкавэдэшнего» чиновника, для него кроме самолета и неба не существовало ничего. И рисковал он своей жизнью только ради того, чтобы дать людям хорошую, качественную, проверенную досконально машину, а еще чтобы прославить Родину. По сравнению с такой самоотверженностью все его «грехи» - летные нарушения, многочисленные сидения на гауптвахте, даже поломки техники - ничтожны и малосущественны. Они с лихвой компенсируются его огромным вкладом в развитие нашей авиации. Чкалов был великим летчиком и не надо ставить его в один ряд с негодяями и перевертышами.

В. Николаев


Murzilka_Inc

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments